Семья

О перспективах высшей школы

Российское образование идет в ногу со временем. Руководители вузов прекрасно понимают необходимость и важность удерживать высокий уровень образовательных услуг. Гость нашего номера директор Школы педагогики Сергей Викторович Пишун, с которым мы обсудили вопросы о перспективах высшей школы, о студентах и преподавателях.

— Сергей Викторович, начался новый учебный год, с чем мы вас и поздравляем. Какие приоритеты вы обозначили для себя, преподавателей и студентов?

— Спасибо. Начало нового учебного года – это, на мой взгляд, больше, чем праздник. И не только для меня, а для любого, кто над этим задумается. Ведь каждый из нас в своей жизни, на своем пути к знаниям и опыту и учится, и учит. 1 сентября – это некий сакральный, мистический момент перехода к очередному этапу в работе преподавателей, в постижении студентами фундаментальных основ науки и законов общественной жизни, удивительного мира знаний и открытий.   Не сомневаюсь, что всем нам хватит силы и смелости, стойкости и оптимизма для достижения всех поставленных задач; терпения и усердия – для успешного воплощения всех планов.

Школа педагогики вступила в этот новый учебный год в обычном рабочем режиме, как неотъемлемая часть Дальневосточного федерального университета, самого мощного и перспективного вуза на востоке России. Этой осенью нам предстоит пройти своего рода экзамен – аккредитацию основных образовательных программ.

Не могу также не напомнить о той хорошей новости, с которой начался учебный год и которая, надеюсь, задаст тон на ближайшие девять месяцев. В утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации № 466-р от 29 марта 2013 года Государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» отдельным пунктом вошло строительство студенческого общежития на 550 мест для Уссурийского филиала Дальневосточного федерального университета. Этот важный для студентов филиала (а большинство их составляют студенты именно Школы педагогики) объект будет возведен в 2020-2021 гг., а оценочная стоимость строительных работ составляет 526 миллионов рублей из федерального бюджета.

— С системой ЕГЭ качество знаний абитуриента определяется только по предоставленному сертификату. Подтверждаются ли эти знания в процессе обучения в вузе? Какую профориентационную работу со школьниками вы проводите?

— Возьму на себя ответственность сказать, что страсти вокруг Единого государственного экзамена искусственно раздуваются. В том числе, вашими коллегами, работниками СМИ. Я не умаляю при этом заслуг журналистов, которые указывают на недостатки, перегибы и злоупотребления, встречающиеся в ходе проведения ЕГЭ. Но это чисто технические проблемы, поддающиеся решению. Если будут воля «наверху» и неукоснительное исполнение «внизу». А вот системные свойства останутся. Для сравнения, медицинский термометр хорош только для измерения температуры пациента, а вот давление измерить им не получится. Наш ЕГЭ — тот же градусник. Он показывает уровень знаний по тому или иному предмету, но не показывает, насколько развито у человека самостоятельное мышление, насколько он работоспособен, как быстро он может адаптироваться к новому коллективу, новому месту жительства и мн.др. Я могу вам еще не один десяток факторов назвать. То есть, случаи разочарования в студентах будут неизбежны даже в будущем, когда ЕГЭ будет проходить «без сучка, без задоринки».

Причем не только мы, преподаватели, можем разочароваться в студенте, но и студент может разочароваться в выбранной специальности, осознать, что он больше не видит себя в роли учителя или экономиста или врача (назовите любую профессию). Именно поэтому работа по профессиональной ориентации всегда имела и сейчас имеет огромное значение. Школа педагогики (как и ДВФУ в целом, да и любой другой вуз) заинтересована в хорошо проинформированном абитуриенте с устойчивой мотивацией. Мы рады всем, кто к нам поступает, но, скажу вам по секрету, тем, кто делает осознанный выбор, мы рады больше. Работа Школы по профориентации идет непрерывно, не прекращаясь и во время каникул. Она разнообразна: это и Дни открытых дверей, и олимпиады по школьным дисциплинам (Школа педагогики проводит олимпиады и городского, и краевого уровня), и агитационные выезды в отдаленные районы края, и курсы повышения квалификации для учителей.

— На какие специальности был самый большой конкурс?

— Традиционно высоким спросом пользовались языковые образовательные программы бакалавриата с 5-летним курсом обучения: «Китайский и английский языки», «Английский и немецкий языки», «Английский и французский языки». Глобализация стирает границы: географические и информационные. Так что человек, владеющий иностранными языками, будет иметь некие преимущества. Был большой конкурс на ОП «Начальное образование», и это замечательно! В нынешней демографической ситуации скоро понадобится много новых учителей начальных классов. Приятно, что абитуриенты активно выбирали и нашу новую образовательную программу – «Мировая художественная культура».

— Сейчас модно оценивать преподавателей по рейтингу. И некоторые вузы такие рейтинги составляют. У вас они есть?

— Да, в Дальневосточном федеральном университете уже работает рейтинговая система оценки преподавателей и кафедр. С таблицей критериев можно ознакомиться на главном сайте университета. Вся учебная, научная и общественная деятельность преподавателя детализируется – там десятки параметров, и по каждому прописано количество баллов. Преподаватель сам загружает сведения о себе в «Личный кабинет». Таким образом, система, по замыслу авторов,  не только всеобъемлющая, но и прозрачная.

— Скажите, много в Школе педагогики научных династий? И чем, на Ваш взгляд, династия отличается от семейственности?

— В своем исходном смысле «семейственность» — это «любовь к семейной жизни». Второе, негативное значение («кумовство», «решение вопросов по личному сговору») появилось намного позже. Я за семейственность в ее изначальной версии. Например, именно она была одним из факторов японского «экономического  чуда». Отношение к своей фирме, как к своей семье. Этот принцип подходит и для вуза, и для его отдельной структуры. Да, у нас в Школе педагогики успешно трудятся и семейные пары, и династии.

— 60-е годы прошлого столетия были эпохой физиков и лириков, 90-е – юристов и экономистов. А какое время сейчас?

— «Лирических физиков» или «физических лириков». Не хочу приклеивать к поколению современных студентов никаких ярлыков, даже таких безобидных и таких условных. Время их учебы — это эпоха больших возможностей и больших вызовов. Сегодняшний студент — целеустремлен и мобилен. Он – творческая личность, готовая к нестандартному решению непредвиденных проблем. А главная предвидимая «проблема» (она же — источник возможностей личностного роста) — стремительный рост накапливаемой человечеством информации, обновление знаний и, как следствие, устаревание тех знаний, которые даются в учебных заведениях. Так что этим ребятам предстоит учиться, подучиваться и переучиваться (а также учить, подучивать и переучивать) всю свою сознательную жизнь.

— В преддверии Дня учителя что Вы пожелаете преподавателям и студентам?

— В эти золотые осенние дни наша страна традиционно чествует тех, кто посвятил свою жизнь важнейшей и благороднейшей на свете профессии – профессии педагога. Великий смысл служения учителя в любом обществе и во все времена трудно переоценить. В России учитель всегда был больше, чем просто носитель знаний. Он, прежде всего, наставник в вопросах нравственности, призванный учить подрастающее поколение добру, справедливости, гуманизму. Настоящий педагог, воплощая в себе лучшие человеческие качества, неизменно пробуждает в сердцах учеников искреннее и неистребимое стремление к духовному самосовершенствованию, а также формирует у них желание и умение овладевать новейшими знаниями. Воспитание достойного поколения XXI-го века — огромная ответственность и нелегкий труд, достойный всеобщего уважения.

Желаю всем здоровья, счастья и благополучия! Пусть ваши творческие поиски, инновационные подходы, самозабвенный труд, терпение и любовь к детям принесут замечательные плоды — заслуженные успехи. А важнейший успех учителя — достижения его ученика.