Куда податься, где припарковаться?
Применим ли мировой опыт для победы над вспышками автомобильного хаоса в городе?
Уссурийск — город уникальный, в нем многое в плане свободы маневра осталось от Никольск-Уссурийского столетней давности, когда автомобили появились у первых знатных горожан Пьянкова и Стецкевича, и в то же время у нас постепенно появляются первые признаки какого-нибудь мирового мегаполиса, где в центре города в рабочие часы не припаркуешься…
Наш город постепенно захватывают автомобили. Мы сами мешаем движущемуся транспорту на улицах, отхватывая целую полосу под стихийную парковку. Попробуйте с ветерком проехаться по проспекту Блюхера в районе ЛРЗ или по ул. Ленина по полосе, которая примыкает к зданию Сбербанка или администрации. Не разгонишься!
С другой стороны практически у всех супермаркетов и ресторанов есть очень цивильные парковки, на которых чувствуешь себя человеком.
Таких контрастов море. Если около ДОРА во время концерта лучше не ездить, то на лужайке перед большинством частных домов на слободе можно разместить целую стоянку.
Мы тесним детские площадки и газоны во дворах жилых домов в обед и ночью, а некоторые платные парковки заполнены лишь наполовину. Оно, конечно, удобно, встал утром, вышел во двор своей многоэтажки и поехал. Но в то же время посмотрите на свои дворы в дождь. Разводы масляных пятен и тосола вряд ли лучшее удобрение для наших жилищ, где играют дети.
Отчего так происходит? В целом, от глобальной автомобилизации населения, которая позволяет держать ритм жизни на уровне любого большого города. За день успеваешь все! Ребенок занимается в деткой развивающей школе на Пятом километре, тренировки на РВД, работа в центре, обеды, встречи. Две трети населения города в активном движении!
Но если количество автомобилей растет, то город по большей части остается спланированным по-старому.
Планировка и застройка советских городов исходила из норматива шестьдесят-восемьдесят автомобилей на тысячу жителей. Так и было в Уссурийске. До начала 1990-х годов в городе было зарегистрировано всего 6500 единиц личного, служебного грузового и пассажирского транспорта. Сейчас по разным данным от 80 до 100 000 автомобилей. То есть мы достигаем уровня автомобилизации в триста-четыреста машин на тысячу. Эксперты называют этот уровень критическим.
Американские города достигли этого уровня в 1920-х годах, западноевропейские — в середине 1960-х. Европа и США по-разному стали решать проблему загруженности дорог. В Америке начали расширять дороги, строить масштабные развязки и скоростные автомагистрали, возводить многоэтажные автостоянки. В США практически не было исторической застройки, которую требовалось сохранить. И отношение к городскому пространству здесь всегда было утилитарным: при необходимости сносились здания, а на их месте строились дороги и парковки. Во главу угла был поставлен автомобиль: в жилых районах американских городов можно не найти тротуара, ведущего от дома к школе или магазину, но всегда есть автодорога.
В этом плане у Уссурийска есть ресурс для роста. С вводом в эксплуатацию объездной дороги поток транзитного транспорта уменьшился, но не сильно. В разное время через город все равно проезжает до 25 000 единиц транспорта, многие едут по учреждениям, магазинам, по родственникам. Однако расширение дорог дает городу передышку всего на несколько лет. Со временем количество автомобилей лишь увеличивается, что требует строительства все новых и новых дорог.
Поэтому Европа пошла по другому пути. Здесь стали отбирать пространство у автомобилей и возвращать его людям: делать центр города пешеходным, вводить платный проезд и платные парковки. Потому что девяносто процентов времени основная масса автомобилей в городе не едет, а стоит. В европейских городах сделали ставку на то, чтобы передвижение в городе на автомобиле стало затруднительным, а пешком или на общественном транспорте — максимально комфортным. В этом плане у нас тоже есть европейский опыт. Старый центр, обустройство пешеходных зон по ул. Плеханова. Скоро проще будет пройти пешком, оставив машину в паре кварталов. Только где?
Сегодня для нас автомобиль важнее пешехода. Для горожан неприемлемы платные парковки или платный въезд для автомобилей в центр города. С другой стороны, к платным въездам на базы и торговые центры все уже привыкли. Единственное пока средство в том, что ГИБДД получило право принудительно эвакуировать автомобили, припаркованные не по правилам. Но реально ли за день эвакуировать все, что неправильно стоит? Нет. А у нас пока человек не обожжется на собственном опыте, он не поймет. Мы еще только начинаем достигать критического уровня автомобилизации, и как решать эти вопросы надо задумываться уже сейчас. Во избежание автомобильного хаоса во многих городах мира вводят жесткие правила парковки. Для того чтобы люди привыкли считать передвижение по центру города на автомобиле некомфортным и дорогостоящим. Какие виды ограничений сегодня популярны в мире, которые применимы для нас?
«Kiss-and-ride»
Стоянка вдоль тротуаров запрещена. Остановка разрешена только для посадки или высадки пассажиров. Парковка блокируется ограждениями либо суровыми штрафами.
Клиентские стоянки
Парковки возле гостиниц, ресторанов, магазинов, банков, крупных торговых и развлекательных центров. Эти парковки номинально бесплатны, фактически же их стоимость учтена в чеке заведения.
Заведомо избыточное количество мест
Подземные парковки под многоэтажками строятся с запасом: из расчета 250 мест на 100 квартир. То есть мест должно хватить даже семьям с несколькими автомобилями, гостям и машинам коммунальных служб.
Перехватывающая парковка, или «Park-and-Ride»
Это открытая охраняемая автостоянка, которая располагается на пути следования людей из жилого района в деловой центр.