Учительский рост: Дальний Восток ищет новые формулы оплаты труда

Рынок труда Дальнего Востока демонстрирует парадоксальную картину накануне нового учебного года. С одной стороны, регион остро нуждается в учителях: за восемь месяцев 2025 года работодатели разместили 2,3 тысячи вакансий для педагогов. С другой — предлагаемый уровень доходов в сфере образования серьезно отстает от среднерегиональной медианы в 84,1 тысячи рублей, заставляя экспертов говорить о необходимости поиска инновационных решений для привлечения и удержания кадров в одной из самых социально значимых профессий.

Данные исследования hh.ru, с которыми ознакомились «Средние новости», рисуют сложную и неоднородную карту по региону, где благополучие учителя сильно зависит от его географического положения. Так, если на Чукотке педагогу готовы платить 115 тысяч рублей, то в Еврейской автономной области — лишь 28,5 тысяч. Приморский край со своей медианной зарплатой учителя в 60 тысяч рублей располагается примерно в середине этого рейтинга, но и эта цифра заметно ниже среднедальневосточного уровня.

Инновационный вызов: как привлечь кадры в отрасль?

Сложившаяся ситуация заставляет искать нестандартные, «неденежные» и системные способы сделать профессию учителя более привлекательной. Эксперты выделяют несколько потенциальных направлений для работы:

  • Жилье как бонус. Наиболее перспективным механизмом для дальневосточных регионов, особенно с высокими зарплатами (Чукотка, Камчатка), но суровыми условиями, могла бы стать развитая программа служебного или льготного жилья для педагогов. Это долгосрочная инвестиция в человека, которая компенсирует разрыв в доходах.
  • Цифровая аутсорсинг-платформа для учителей. Создание региональной digital-платформы могло бы позволить талантливым педагогам из крупных центров (Владивосток, Хабаровск) проводить дистанционные уроки, факультативы или мастер-классы для школ в отдаленных районах. Это повысило бы их личный доход и решило проблему нехватки кадров в глубинке.
  • Грантовая поддержка и стипендии. Внедрение системы грантов для молодых специалистов, решивших связать жизнь со школой на Дальнем Востоке, могло бы стать решающим аргументом. Единовременные «подъемные» выплаты и последующие стипендии за достижения частично нивелировали бы разницу в окладах.
  • Карьерный лифт и развитие. Учителям нужна понятная перспектива роста не только в виде категорий, но и в виде возможности заниматься исследовательской, проектной деятельностью, участвовать в образовательных интенсивах на базе вузов с получением дополнительной квалификации.

География спроса и предложения: где кого ждут?

Аналитики hh.ru выделили явных лидеров по количеству вакансий: на Приморский и Хабаровский края приходится по 32% от всех открытых позиций. Однако конкурс на одно место везде разный.

  • Высокий конкурс (более 10 резюме на место): Магаданская область (38), Забайкальский край (21,4), Якутия (19,8), Бурятия (14,8), Камчатский край (11,8). Здесь предложение учителей значительно превышает спрос.
  • Умеренный спрос (4–8 резюме на место): Амурская область (7,8), Приморский край (4,5), Хабаровский край (4,5). Ситуация здесь наиболее сбалансирована.
  • Дефицит кандидатов (1 резюме на место): Чукотский АО. Регион предлагает самые высокие зарплаты, но суровые условия жизни отпугивают соискателей.

Что в итоге?

Данные исследования подтверждают, что классическая модель «зарплата как единственный мотиватор» в условиях Дальнего Востока работает не всегда. Региону необходима комплексная и гибкая программа поддержки педагогов, сочетающая в себе как денежные, так и немонетарные стимулы: жилищные программы, возможности для дистанционного труда, гранты и инвестиции в непрерывное развитие.

От решения этой задачи зависит не только укомплектованность школ кадрами, но и в целом качество человеческого капитала на Дальнем Востоке, которое начинается именно за школьной партой.

Арбуз в тренде: как россияне едят главную ягоду лета

Источник фото — freepik.